Вулворт-билдинг: империя пятицентового мультимиллионера
Сейчас Нью-Йорк можно по праву назвать городом небоскребов. Здесь их ровно 140 — зданий из бетона и стали, разной этажности, разного стиля и назначения, которые рассекают небесную гладь «большого яблока». И построенный в 1902 году Flatiron Building – старейший небоскреб Нью-Йорка кажется среди них маленьким и незначительным. Попробуем еще немножко углубиться в историю небоскребов…
Первым небоскребом, наиболее полно соответствующим сегодняшнему пониманию данного термина, считается Вулворт-билдинг (Woolworth Building) в Нью-Йорке. Строительство этого 57-этажного здания высотой в 241 метр было завершено в 1913 году. Более девяноста лет оно входит в число пятидесяти самых высоких зданий США и в двадцатку высочайших зданий Нью-Йорка.Архитектор Касс Гилберт успешно проектировал высотные здания, каждое из которых было неповторимым. Здание на Бродвее, 233 тоже его проект, построенный в 1913 году. Заказчиком здания выступил владелец сети “пятицентовых” магазинов Фрэнк Вулворт. Он хотел чтобы здание выходило фасадом на Бродвей и располагалось между Парк Плэйс и Барклэй стрит, Вулворт хотел построить самое высокое здание, а это значит его высота должна быть свыше семьсот футов (двести тринадцать метров). Планируемую первоначальную высоту в шестьсот двадцать пять футов (190,5 метра) увеличили до семьсот девяносто двух футов (241,4 метра), стоимость здания тоже увеличилась с пяти до тринадцати миллионов долларов. При проектировании пришлось учитывать расходы на более мощный фундамент, на усилия от ветровой нагрузки.
Здание оформлено терракотовой облицовкой, очень роскошный интерьер еще больше увеличили его стоимость. Внешне здание напоминает французскую ратушу. Здание завершает пятидесятипяти этажная башня с островерхой медной крышей. Крыша украшена ажурными переплетениями и готикой. При проектировании была предусмотрена смотровая площадка, но в настоящее время она не используется. Вестибюль отделан мрамором, мозаикой и скульптурами. Потолочные своды так красиво расписаны мозаикой с позолотой, что вестибюль стал похож на храм, поэтому здание называют Храмом Коммерции. Масштабность проекта была огромной и Вулворт финансировал строительство наличными деньгами, что очень было необычно. Делалось это ради рекламы своей компании. К началу двадцатых годов сама компания занимала всего полтора этажа в здании, а остальное все сдавалось в аренду. Здание никогда не закладывалось.
В 1998 году приемник компании Вулворта продал здание, оценив его в сто пятьдесят пять миллионов долларов. Стройность небоскребу придает венчающая его башня. Она практически не затеняет стоящие рядом дома и улицы. Рядом с ним контрастно смотрится массивное здание Equitable Building на Бродвее дом сто двадцать, которое построили в одна тысяча девятьсот пятнадцатом году. Следует отметить, что помещения в верхней башенной части часто пустуют, потому что количество лифтов доходящих до самого верха недостаточно для обслуживания офисов. Эту часть здания следует переделать под жилые квартиры, тогда ни один квадратный метр в здании не будет пустовать, а будет приносить прибыль своему хозяину.Смотровую площадку на самом верху «храма торговли» ежедневно посещали тысячи человек, и практически никто из них не уходил без покупки. В 1915 году Шолом-Алейхем, переехавший тогда в США, вложил в уста одному из своих героев такой рассказ об Америке: «Есть там домишко, называется «Вулворт», трубой уходит он в облака и еще выше». Владимира Маяковского, побывавшего в 1925 году в Нью-Йорке с социальным заказом разоблачить «мир чистогана», это здание вдохновило на стихотворение «Барышня и Вулворт».Строительство небоскреба обошлось мультимиллионеру в 13,5 млн долларов. Вулворт заплатил эту сумму наличными…
Гонка по вертикали
Практически сразу же после появления первых небоскребов развернулась настоящая гонка по возведению самого высокого из них. Так американские промышленные магнаты стремились продемонстрировать миру свое могущество. Но не только. Сооружение небоскребов было выгодно и в коммерческом отношении, ведь резкое удорожание городских земель привело к тому, что максимальную прибыль из купленного участка земли можно было извлечь, только «нарастив» здание в высоту. Пик «соревнования» пришелся на 20–30-е годы прошлого века.Здание Крайслера возводилось в период лихорадочного строительства небоскрёбов перед началом Великой Депрессии, когда в Мидтауне Манхеттена непрерывно раздавались звуки отбойных молотков и свайных копров. Здание демонстрирует чрезвычайное влияние немецкого экспрессионизма на дизайн небоскрёбов и бешеный рывок к высоте, который поглотил архитекторов в 20-х годах прошлого века. В эту прерывистую постмодернистскую эпоху каждый мог с удивлением вглядываться в символизм Крайслера, объединивший автомобиль и летающий аппарат подобно куколке насекомого, соединившей гусеницу и прекрасную бабочку.
Одно из самых занимательных зданий Нью-Йорка, увенчанный серебряным капюшоном Крайслер, ведёт своё происхождение из парков развлечений на Кони Айленде. Застройщик по имени Уильям Рейнольдс (William H. Reynolds), бывший сенатор США, положивший начало парку Дримлэнд на Кони Айленде, нанял архитектора Уильяма Ван Алена для проектирования 67-этажного здания, которое могло бы стать известным под именем «Здание Рейнольдса». Рейнольдс, несмотря на возражения Ван Алена настаивал на том, чтобы у здания была металлическая «корона», это явилось его главным вкладом в архитектурный облик здания, которое мы знаем как здание Крайслера. Однако, Рейнольдс не имел достаточно средств, чтобы осуществить постройку задуманного им здания и вынужден был уступить этот участок земли Крайслеру в 1928 году. Уолтер П. Крайслер, приобретя участок, привлёк Ван Алена в свою команду по строительству офисного небоскрёба.
Работы по расчистке территории для строительства начались в октябре 1928 года, через шесть месяцев начались строительство фундамента, а спустя ещё шесть месяцев был уже полностью возведён стальной остов здания. Открытие здания состоялось 27 мая 1930 года.
Боролись с Крайслером за этот титул компания Банк Манхеттена со зданием Уолл-стрит 40 , возводимого бывшим партнёром Ван Алена, и его главным непримиримым соперником Крэгом Северансом (H . Craig Severance), а также Эмпайр Стейт Билдинг . Когда Северанс пронюхал о том, что Крайслер собираются возводить до высоты 925 футов (281,94 м), он добавил 50-футовый (15,24 м) флагшток, который сделал его здание на два фута выше, достигнув 927 футов (282,55 м). Затем, в августе 1930 года Ван Ален раскрыл своё «секретное оружие» – верхушку, шпиль из нержавеющей стали, который под покровом тайны был собран внутри купола здания, а затем поднят, благодаря чему небоскрёб достиг высоты 1048 футов (319,43 м). Шпиль Ван Алена оказался первым возведённым человеком объектом, превзошедшим высоту 1024,5 футовой (312,27 м) Эйфелевой башни, которая удерживала рекорд высоты со времени Парижской Всемирной ярмарки 1889 года.
У Эмпайр Стейт и Крайслера были собственные фотографы, запечатлевавшие и публиковавшие этапы гонки к вершине. Льюис Хайн (Lewis Hine) снял волнующие социально-реалистические кадры рабочих, сохраняющих равновесие на головокружительной высоте во время строительства Эмпайр Стейт Билдинг. Маргарет Бурке-Уайт (Margaret Bourke – White) запечатлела странное готическое ощущение, создаваемое серебристыми орлами Крайслера, парящими над городом.
Крайслер Билдинг удерживал корону высочайшего здания в мире в течение всего лишь одиннадцати месяцев, пока не был побеждён небоскрёбом Эмпайр Стейт Билдинг , который был открыт в мае 1931 года. Без своей причальной мачты, Эмпайр Стейт был всего лишь на два фута (0,61 м) выше, чем Крайслер. Однако, 200-футовая (60,96 м) мачта, первоначально предназначавшаяся для причаливания дирижаблей, а затем установленная в 1950 году 204-футовая (62,18 м) телевизионная антенна увеличивали его высоту до 1452 футов, 8 и 9/16 дюймов (442,787 м) до вершины громоотвода.
Крайслер, несомненно, остаётся наиболее странным офисным зданием, когда-либо возведённым для американской корпорации. Вестибюль его выполнен в стиле немецкого экспрессионизма. Изгибы чёрного бельгийского гранита драпируют входы подобно сценическим занавесам, а над ними расположены металлические зигзагообразные мотивы выглядящие так, как будто они взяты из фильма Фрица Ланга «Метрополис». Треугольной формы вестибюль, похожий на тёмную, причудливую пещеру с хрустальными ангелами, освещённый рассеянным светом светильников, укрытых за ониксовым камнем больше напоминает место, где скорее можно встретиться с Валькирией, нежели с партнёрами по бизнесу. Изображение самого здания присутствует в потолочной росписи вестибюля.
Гостиная, расположенная вверху здания, с её фасеточными потолками и стенами, напоминающими своими росписями звёзды, появляющиеся на вечернем небе, была снята в фильме «Кабинет доктора Калигари». Двухэтажный «Облачный Клуб» на 65-ом и 66-ом этажах предлагал ничем не загораживаемые виды Нью-Йорка на все четыре стороны света сквозь оригинальные треугольные окна небоскрёба Крайслер. В сигарной комнате миллионеры эпохи Сухого Закона прятали своё спиртное в специальных тайниках за табачного цвета мебельной обивкой. Уолтер П. Крайслер (Walter P. Chrysler) отдыхал здесь в своей роскошной спальне, снабжённой камином таких размеров, что в него свободно, не нагибаясь мог войти человек.
Тридцать первый этаж башни, облицованной белым кирпичом со вставками из серого кирпича, украшен фризом стилизованных автомобилей, увенчанных крылатыми урнами, напоминающими крышку радиатора модели Крайслера 1929 года. На следующем выступе восемь гигантских металлических орлиных голов сторожат стороны света как защищающие символы на средневековых замках.Лейтмотив здания это автомобиль, превращающийся в летательный аппарат, или аппарат, становящийся живым летающим существом. Урны, отрастившие крылья, головы орлов, сделанные из металла. В этом контексте, шпиль может быть истолкован как оперение, сделанное из металла, с треугольными окнами и фигурными металлическими панелями, являющимися элементами этого оперения. Что бы он не представлял собой, Энди Уорхол (Andy Warhol) суммировал сущность небоскрёба как глубоко, так и поверхностно: «Они выглядят как деньги».
Специалисты критиковали это здание, называли его «легкомысленным», однако жителям города новый небоскреб пришелся по душе, и они даже прозвали его «красавцем Манхэттена». В настоящее время компания «Chrysler» не является его владельцем, небоскреб поделили между собой риэлтерские компании «TMW Real Estate» (75%) и «Tishman Speyer Properties» (25%).
Любители американских фильмов, наверное, заметили, что Крайслер-билдинг привлекает к себе внимание многих кинорежиссеров. Например, в «Армагеддоне» на него приходится удар астероида, а в «Годзилле» два вертолета взрывают это здание в погоне за чудовищем.
С момента постройки небоскреба в 1931 и вплоть до 1972 года он был самым высоким зданием в мире, возвышаясь на 381 метр или 102 этажа. После трагедии 11 сентября 2001 года Empire State вновь стал высочайшим зданием города. События того дня потрясли весь мир. World Trade Center — комплекс, состоящий из семи зданий, был разрушен в результате террористических атак и 3 тысячи человек были погребены под сталью и метровым слоем пыли. Центральными сооружениями комплекса считались две 110-этажные башни-близнецы — Северная (высотой 417 метра) и Южная (высотой 415 метра). Сейчас на их месте ведется строительство нового комплекса Всемирного торгового центра, а именно его главного здания – Башни Свободы. Окончание строительства планируется на конец этого года . Высота небоскреба вместе со шпилем будет составлять 541 метр.